Как ямы на дорогах «выкачивают» деньги из карманов автомобилистов?

36 миллиардов, 47 миллиардов, 56 миллиардов. Расходы государства на ремонт и содержание дорог растут каждый год. Это одна из самых больших статей бюджета. Но и этих денег не хватает! Слишком много ям, слишком алчные воры и слишком долго накапливались проблемы.

В итоге, плохие дороги — главная причина аварий. В любой цивилизованной стране дорожные службы уже были бы завалены исками от пострадавших водителей. К примеру, в Америке с их-то качеством дорог на выплаты автомобилистам государство тратит миллионы долларов. А что у нас? Феруза Бегматова выясняла.

«Я попал в ДТП по улице».

Это — автовладелец Никита Кушнерский.

«- Мерседес, с500.

— И вторая машина?

— Яма!»

В яме у машины Никиты повредилось колесо. А это значит, что на место ДТП должна приехать полиция, а за ней — дорожники. Которые, в теории — должны быстро устранить аварийный участок. А затем — даже за ремонт поврежденного авто владельцу компенсацию заплатить.

Но на том конце провода такого поворота явно не ожидали. Хотя родные дороги с лунным ландшафтом — главная причина аварий.

«Степень аварийности порядка 97 процентов», — говорит Виктор Медведь, юрист.

А чтобы и аварийность победить, и одну из двух главных бед страны устранить — в этом году на ремонт и строительство дорог выделили рекордные 47 млрд грн! В следующем — обещают еще больше! Но сколько дорожный бюджет не расширяй — все равно на все не хватит!

«Необходимо где-то порядка 100 млрд долларов», — говорит Виктор Медведь, юрист.

Ведь почти 90 процентов дорог в Украине и дорогами назвать сложно. Да и быстро восстановить то, что не ремонтировали годами не возможно.

«У нас нет производственных мощностей, чтобы освоить эти деньги», — говорит Виктор Медведь, юрист.

Рабочие руки и техника в дефиците, а вот — чиновников, которые с энтузиазмом берутся освоить бюджетные деньги — с избытком.

На прошлой неделе таких энтузиастов правоохранители искали аж в 15 областях! По всей стране провели массовые обыски в автодорах. А все потому, что обнаружили списание госсредств на четверть миллиарда гривен! В «Укравтодоре» позже объяснили: они не виноваты, это все «попередники» — в 12-14 годах. К примеру, к Евро законы математики в дорожной арифметике лихо объезжали:

«5 млрд выделялось на строительство -5 млн на км — себестоимость, при нормальной наценке — 6.5 млн, но получалось 40 млн 8.50 коррупционная составляющая  зашкаливала», — говорит Виктор Медведь, юрист.

А пока чиновники сквозь дорожные ямы просеивают государственные миллионы, водители — безвозвратно теряют там свои кровно заработанные!

«Ущерб получился больше 100 тысяч гривен», — говорит Никита Кушнерский, автомобилист.

Такую сумму нашему герою пришлось выложить из своего кармана за ремонт машины, когда он влетел в очередную яму — 2 года назад. Тогда он тоже пытался возместить ущерб.

«За все время сотрудники перекидывали то в главк, то. И в итоге материал просто потерян. Нужен виновник — сначала нужно установить кто в этом виноват, а потом на него подавать», — говорит Никита Кушнерский, автомобилист.

В этот раз Никита решил быть более настойчивым.

Но по иронии судьбы, пока ждали полицию, Никита попал во второе ДТП. В его машину въехала фура.

Не рискуя ждать полицию дольше — решили воспользоваться, так сказать, служебным положением:

«Я журналист, мы подъехали сюда и хотели узнать, когда приедет полиция».

После звонка — экипаж полицейских приехал сразу.

«В меня въехала фура, пока я стоял.

— В смысле?

— Ну вот в прямом, у меня джек-пот, да».

Полиция хорошо знакома с процедурой при «ямочных ДТП» поэтому и ответственных за содержание дорог уже сами вызвали:

«А приезжает ШЕУ? Я на таком раз был, в прошлый раз не приехали. Хотя бы должен представитель».

Представители дорожной службы должны зафиксировать наличие ямы и найти ответственного за этот участок. Но за нашей неторопливой беседой — пошел третий час ожидания. А представителя все нет.

На четвертый час устала ждать уже и полиция.

«Хотим узнать, когда будет дежурный?

— Сейчас буду искать. Выедут, осмотрят, будут заделывать, конечно».

Но сколько украинские ямы «не заделывай» они появляются вновь. И хотя в «Укравтодоре» обещают упразднить ямочный ремонт, как явление — пока временные заплаты на дорогах ставят повсеместно. А украинские водители повсеместно из ям едут прямо на СТО.

«Ппо дорогам госзначения за последние 2 года было всего лишь 6 обращений в суды, 1 решение — 1 обращение было выиграно. 1 было отозвано, остальные находятся в производстве», — рассказывает Александр Кава, советник главы «Укравтодора».

Но если в Украине получить компенсацию от Автодора — это настоящее судебное чудо, то за границей — привычная практика.

«О Боже! Тут яма!»

Америка — страна ровных дорог и частых судебных исков. Поломал машину в яме на трассе — город должен выплатить компенсацию.

«Там была большая яма и я пытался ее объехать, но не смог».

Не смог Крис добится справедливости и от местных властей. И полторы тысячи на ремонт машины заплатил сам.

«Они сказали, что не знали о существовании этой ямы».

Хоть и выглядит эта история очень по-украински, но это скорее исключение. В Америке дорожные службы ежедневно проверяют состояние трасс — фиксируя и ограждая аварийные участки. Ведь ремонтировать дороги казне дешевле! Потому что на компенсацию убытков водителям, которые повредили машины из-за выбоин — тратят космические суммы. К примеру, в Северной Каролине ежегодно — порядка 6 миллионов долларов, а в Луизиане — 42 миллиона! За поломку авто из-за плохой дороги выкладывают от ста долларов до нескольких тысяч. Ести есть пострадавшие, то и до суммы с шестью нулями может дойти.

«Я повредил машину».

Ростислав — наш соотечественник, который давно живет в Америке. Машину повредил как раз по вине дорожных служб. И в результате: получил чек не выходя из дома.

А чтобы получать компенсацию от государства стало легче — в Штатах даже приложение запустили, в котором жителям предлагают фотографировать ямы и отправлять снимки в городские службы. Как доказательства.

Но в наших реалиях — эти ноу-хау точно не работают. Украинских дорожников не то, что фотографией, даже полицейским протоколом не проймешь.