Новые штрафы за пьяную езду: чего опасаться честным водителям

Это произошло: депутаты проголосовали за ужесточение наказания за пьянство за рулем. Штрафы, по украинским меркам, вводятся немалые. Более того, нетрезвым лихачам отныне грозит уголовная ответственность. ГолосUA решил выяснить, как новшество повлияет на культуру вождения украинцев и чего опасаться законопослушным автолюбителям.

В ноябре парламентарии поддержали законопроект №7279-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об упрощении досудебного расследования отдельных категорий уголовных правонарушений», который, помимо всего, предполагает увеличение штрафов за вождение в состоянии алкогольного, наркотического и «лекарственного» опьянения.

Согласно положениям принятого закона, водителя, который попался на пьяной езде, ожидает санкция в размере от 1 000 до 2 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 17-34 тыс. гривен. Помимо штрафа, у автолюбителя заберут права на 3 года.

Если же автомобилист повторит правонарушение, то ему придется уплатить в казну уже 51 тыс. гривен (3000 необлагаемых минимумов доходов граждан), при этом прав он лишится сроком на 2-3 года.

Кроме того, теперь пьяная езда попадает в поле уголовной ответственности, поскольку депутаты в рамках нового закона решили криминализировать 13 статью Кодекса административных нарушений.

Напомним, ранее нетрезвых водителей при первом правонарушении наказывали штрафом в 10,2 тыс. гривен, лишая прав сроком на год. В случае рецидива в течение 5 лет штраф возрастал до 40,2 тыс. гривен, а права забирались на 10 лет. Теперь это уходит в прошлое: новый закон вступит с силу примерно через 3 месяца. То есть, водителям осталось не так уж и много, чтобы пересмотреть свои плохие привычки. Хотя, как говорят эксперты, не всегда драконовские меры могут положительно изменить ситуацию.

«Увеличение штрафов, как правило, не приводит к повышению ответственности водителей и уменьшению случаев пьянства за рулем. Это однобокие меры. К решению данной проблемы нужно подходить комплексно, путем профилактики этих правонарушений, усилением роли наказаний в виде общественных работ, тематических занятий в школах и широкого распространения социальной рекламы. Как показывает опыт других стран, именно таким образом удается успешно бороться с пьяной ездой», – отмечает юрист Ростилав Кравец.

А вот директор консалтинговой компании William Invest Expert Виктор Медведь видит смысл в увеличении штрафов, поддерживая лишение водительских прав при первом факте нетрезвого вождения.

«В Украине из-за пьяной езды случается много ДТП. Статистика растет – все больше и больше аварий случается именно по этой причине. Понятно, что у одних авто за 2 млн гривен, а у других за 20 тысяч. Но тут все должны быть равны, вне зависимости от того, есть или нет у тебя эти условные 51 тыс. гривен», – заявил он.

Эксперты, комментируя новшество, также говорят, что уравнивание пьяных водителей с уголовниками создаст целый класс людей с судимостью, для которых будут закрыты двери в профессиональное будущее. Если, к примеру, человек, осужденный за пьяное вождение, захочет трудоустроиться в госорганах, то ему это вряд ли удастся. Это же во много касается и приватного сектора.

Эксперты указывают, что депутаты, ужесточив законодательство, не позаботились об усилении защиты прав законопослушных водителей, ведь нередки случаи подлога и банальных ошибок со стороны патрульных.

Они также предполагают, что после ввода новых штрафов «тарифы» патрульных, практикующих взяточничество, возрастут в разы.

Тем временем ситуация на украинских дорогах имеет пугающий характер: в среднем в ДТП погибают до 10 украинцев ежесуточно. Согласно данным МВД, за десять месяцев текущего года произошло более 122 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 2651 человек.

В целом, как признаются в полиции, на пьяной езде попадаются около 130 тыс. украинцев в год.

В связи со всплеском кровавых аварий, правительство дало отмашку на возращение ручных радаров, которые имели спорную репутацию во время существования ГАИ. Теперь патрульная полиция, помимо всего, вооружена измерителями скорости TruCAM.

Не за горами полноценный запуск по стране системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД.

Новые меры должны, со слов представителей МВД, снизить смертность на дорогах на 50% и дисциплинировать водителей.