В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №4583, цель которого заменить старые маршрутки в городском транспорте. По словам министра инфраструктуры Владислава Криклия, принятие этого законопроекта позволит требовать от перевозчиков качества и оставить в прошлом старые и разваленные автобусы. Вместо не всегда прозрачных конкурсов на маршруты предлагают начать закупать транспортную услугу через ProZorro. Больше об этом в эфире Украинского радио рассказал директор консалтинговой компании "Вильям-Инвест-Эксперт" Виктор Медвидь.
"Следует различать те заявления, которые были, с реальностью. Показатели комфортности не зависят от этого закона и устанавливаются заказчиками при проведении соответствующих конкурсов. Если органы местной власти заказывают хорошие и комфортабельные автобусы, а не какие-то другие, то к этим конкурсам могут привлекаться только перевозчики, которые имеют соответствующие автобусы. То есть закон ничего не меняет относительно показателей комфортности", - отметил Виктор Медвидь.
По словам эксперта, основная цель закона заключается в проведении конкурсов по-другому.
"Если раньше на конкурсы выставлялись соответствующие маршруты с соответствующими требованиями к перевозчикам о наличии количества автобусов, их показателей комфортности и т.д., то теперь для участия в конкурсе предприятия должны соревноваться за цену условного одного километра условного вида транспорта и пассажирского места. То есть у кого соответствующее предложение будет дешевле, тот будет выигрывать конкурс", - сказал он.
Медведь отметил, изменения, предложенные законопроектом, могут привести к удешевлению транспорта и возникновению коррупционных рисков.
"Когда речь идет о возможности снижения стоимости обслуживания соответствующих маршрутов, при этом возникает два варианта оплаты: и пассажир может платить за билет за услугу, и заказчик может использовать соответствующие платежи для того, чтобы оплачивать, в частности нерентабельные маршруты, которые он заказывает. Поэтому изменения, предложенные законопроектом, могут привести к тому, что, с одной стороны, мы можем получить более дешевый транспорт, а с другой - внедряются коррупциогенные факторы, что одним будут дотировать, а другим - нет. Кроме того, негативным фактором является введение посредника между пассажиром и перевозчиком в качестве заказчика, который напрямую осуществляет свою деятельность по проведению финансово-хозяйственных расчетов. Также заказчик может перечислить средства за этот маршрут в полном объеме, а перевозчик может собрать эти средства через билеты. Таким образом мы можем платить дважды за одну и ту же услугу. И за счет коррупциогенных факторов есть возможность того, что соответствующие контролирующие органы не будут фиксировать двойное взыскание денежных средств за тот же маршрут. Поэтому под лозунгами "повышение комфортности" есть много вопросов, которые никоим образом не связаны с показателями комфортности, а речь идет об изменении системы финансирования транспорта в Украине", - пояснил он.
Эксперт добавил, что "новый законопроект особо ничего не меняет, поскольку в нем не предусмотрено финансирование. Даже если в законе закрепить показатели комфортности, то неоткуда взять средства на внедрение данной системы. Поэтому законопроект в том виде, который он есть, создает условия для перераспределения действующего рынка транспорта".
Медвидь также отметил, что "в каждом городе или поселке есть разные требования к соответствующим видам транспорта. Соответственно, даже в разных районах Киева по разным маршрутам есть разные требования к видам транспорта, в частности по количеству мест, по показателям комфортности и тому подобное. Поэтому сейчас местные органы власти могут оставить маршрутные такси без принятия закона".
"Маршрутки имеют низкое качество, потому что на транспортных маршрутах конкуренция достаточно низкая. У перевозчиков недостаточно средств для обновления, потому что стоимость денежных средств для приобретения соответствующих основных средств примерно равна стоимости доходности по этим направлениям. Поэтому перевозчики используют подержанные транспортные средства или другие средства, которые не соответствуют современным требованиям. И это все проводится в связи с отсутствием политики по финансированию обновления транспортных средств", - добавил эксперт.
Добавить комментарий