Кабмин на заседании 17 марта поддержал досрочное прекращение полномочий председателя правления "Укрзалізниці" Владимира Жмака. Об этом сообщил представитель правительства в Верховной Раде Василий Мокан.
Обязанности председателя правления АО "Укрзализныця" были временно возложены на члена правления УЗ Ивана Юрика.
Ранее наблюдательный совет "Укрзализныци" единогласно поддержал отставку Владимира Жмака с должности главы правления компании. Тогда говорили, что этот вопрос будет рассмотрен в Кабмине.
До этого уже ходили слухи, что наблюдательный совет "Укрзализныци" рассматривает возможность отстранения председателя правления компании. В то же время в пресс-службе "Укрзализныци" говорили, что для отстранения главы нет оснований.
Важно сказать, что впервые на эту должность Владимира Жмака назначили от 26 августа 2020 года.
Тогда в Кабмине говорили о профессионализме чиновника. Однако теперь, коммуникация украинского правительства с компанией, похоже, отсутствует. Ведь за последние 5 лет это будет восьмая по счету отставка главы правления.
Так ушел ли чиновник в отставку и как оценивать такое решение Кабмина? Подробности темы рассказали экс-министр инфраструктуры Украины 2016-2019 годов Владимир Омелян и директор консалтинговой компании Виктор Медвидь в эфире телеканала "Первый Деловой“.
"Как мы можем вспомнить, в августе прошлого года правительство и наблюдательный совет УЗ на позитивной ноте сообщили обществу о назначении высокопрофильного руководителя Владимира Жмака на пост главы правления. Тогда говорили, что у него есть отличный бэкграунд и отличные перспективы на новой должности. Но вдруг в марте происходит его тайное снятие с должности. И новый уполномоченный на эту должность Иван Юрик стал восьмым чиновником на этом месте за последнее пятилетие. Надо отметить, что именно за последний год - это уже пятый руководитель. То есть в компании происходит абсолютный кадровый беспредел. А мы, со стороны власти и УЗ, не слышим ни о причинах таких назначений, ни об аргументах по отставке чиновников. Я напомню, что в январе этого года возобновила свою деятельность Временная следственная комиссия в Верховной Раде Украины. Тогда я очень надеялся, что на парламентской площадке наконец-то появятся реальные результаты работы УЗ, правления компании и ее наблюдательного совета. В том числе и по кадровым вопросам. Но этого, к сожалению, не произошло", - сказал Омелян.
Он заявил, что пока никто не комментирует эти события для общества, что, конечно, только идет в минус действующей власти.
"Сейчас у всех возникает логичный вопрос: "А что происходит?". Мы не слышали официальной позиции ни Министерства инфраструктуры, ни профильного ведомства, ни правительства, ни президента, который ранее обещал навести порядки в этой компании. Мы просто увидели факт. Такое впечатление, что идет борьба за фамилии и потоки, но точно не за реформы в самой компании, которая легко могла бы стать компанией номер один в Украине. Именно она могла бы стать экономическим локомотивом Украины. Ведь если остановится железная дорога, то остановится и вся экономика", - сказал он.
Эксперт заявил, что по сегодняшний момент полноценная реформа в компании так и не началась.
"Компания как была, так и остается кормилицей для политических партий, коррумпированных чиновников и руководителей. И здесь возникает единственный вопрос о том, чем именно заниматься нашим правоохранительным органам", - заявил экс-министр.
При этом Виктор Медвидь дополнил, что по окончании года к Виктору Жмаку возникали определенные вопросы.
“Год закончился и в январе он должен был отчитаться, есть ли хорошие результаты у компании. Но с учетом того, что Жмака назначили только в августе и он фактически выполнял план прошлых предшественников в компании, очевидно, что логично было бы делать оценку по итогам 1 квартала 2021 года. А соответственно, нужно было дождаться марта месяца для того, чтобы делать объективные выводы о деятельности УЗ. Но этого не было сделано. Сейчас мы наблюдаем нарушения, как и в самой процедуре увольнения Жмака, так и в других моментах. Я уверен, что после этого чиновник будет подавать в суд на Кабмин и восстановится в должности. Однако остается вопросом, как именно это все повлияет на компанию. Я не считаю, что такой дисбаланс в работе может дать хоть какой-то плюс", - сказал специалист.
Напомним, что в разные промежутки времени члены Наблюдательного совета получили от 1,5 до 14 миллионов гривен зарплаты.
Так известный антикоррупционер Сергей Лещенко за четыре месяца работы в прошлом году заработал 1,4 миллиона гривен. Председатель Наблюдательного Совета Шевка Аджунера за полтора года получил 13,8 миллиона гривен.