"Для восстановления работы деоккупированных портовых предприятий нужно будет два месяца", - Виктор Медвидь

Освобождение правобережья Украины возвращает нашему государству доступ к позволит Николаевского и Херсонского портов. Появится ли в ближайшее время возможность возобновить экспорт наших товаров через эти порты и не будет ли препятствием на этом пути Кингзбургская коса? Ответы на эти вопросы Украинское радио искало вместе с директором консалтинговой компании "Вильям-Инвест-Эксперт" Виктором Медведем.
"Сейчас вопрос в том, что нужно проводить инвентаризацию на всех портах относительно того, насколько они укомплектованы, какое оборудование осталось целым и невредимым. Большинство предприятий были под оккупацией, поэтому имеют повреждения: как от ударов, так и от пожаров. Также там не проводились плановые обследования и фактически год эти порты не эксплуатировались. Все эти механизмы нужно обслуживать и проверять в соответствии с государственными требованиями по безопасности труда. Также остро стоит и вопрос разминирования. Поэтому пока я не делал бы прогнозов относительно их использования в ближайшей перспективе", - отметил Виктор Медвидь.

Он подчеркнул, что весь период оккупации предприятия не функционировали, поэтому никакой актуальной информации об их готовности к эксплуатации нет: "В настоящее время в связи с тем, что были проведены деоккупационные действия, первоочередной задачей является проведение инвентаризации и подготовки.

Если говорить о том, сколько времени занимают плановые ремонты, то на похожих по размерам предприятиях на это уходит до 45 дней, учитывая наличие соответствующих запчастей. Поэтому я считаю, что из-за отсутствия плановых работ и проблем с логистикой из-за обеспечения соответствующими механизмами, оборудованием, для того, чтобы предприятие начало работать, потребуется не менее 60 дней".

"Думаю, проверки предприятий уже начались. Буквально на следующий день после освобождения Херсона, думаю, власть должна была в первую очередь обратить внимание на этот стратегический узел. Так сложилось, что наиболее экономически целесообразная логистика, ближайшая точка выгрузки зерновых, если говорить о Запорожской, Херсонской, Кировоградской, Днепропетровской областях, - это Николаев. Там действуют мощные предприятия - "Нибулон" и другие, которые пользовались услугами соответствующих портов", - пояснил Медведь.

Напоследок эксперт рассказал, что во времена до полномасштабного вторжения через николаевский порт проходило в среднем до 25 млн тонн грузов, включая перевалку: "Порт - это инфраструктурный объект, где достаточно много предприятий работает. Безусловно, основным грузом было зерно и металл, строительные материалы".

"После восстановления, думаю, достаточно быстро освобожденные порты начнут с миллиона тонн зерновых и дальше, наращивая мощности до 5 млн в ближайшее время. Если же будут соответствующие заказы, объемы, фрахт кораблей, то возможны и 10 млн тонн", - подытожил Виктор Медвидь.