С 26 сентября автогаз на заправках подешевел в среднем на 20 копеек с литра. Однако последние три месяца он неуклонно дорожал и дошел в цене до 13 грн. Тогда как еще в начале июля заправить авто газом можно было по 8 грн за литр. Эксперты прогнозируют, это не последнее подорожание и украинцы уже со следующего года с газа начнут переориентироваться на бензин и дизель.
Спрос превысил предложение
За последние два года стоимость бензина и дизельного топлива выросла почти втрое. Это стимулировало украинцев искать более экономный вид топлива, которым стал сжиженный газ. "Нынешние объемы потребления сжиженного газа примерно соответствуют в процентном значении тем, которые планировала прежняя энергетическая стратегия Украины на период до 2030 года. То есть это 15% от объемов розничной реализации всего октанового топлива", - отметил эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев. Обеспечить спрос на автогаз собственным производством Украина не может. Месячная норма потребления сжиженного газа на АЗС достигает более 100 тыс. тонн. Поэтому 80% горючего приходится импортировать. Основными поставщиками сжиженного газа в Украину являются Беларусь и Россия. До последнего времени на них приходилось 99% всего импортируемого газа. Однако с лета поставки значительно сократились и возник дефицит топлива на украинском рынке, отмечают эксперты.
"Такая ситуация возникла из-за проблем с поставками топлива из России. Там вышла из строя большая установка по производству сжиженного газа, которая производила 700 тонн сырья, из которого изготавливают сжиженный газ", - пояснил президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук. Вместе с тем и в Беларуси, и в России произошла переориентация собственного производства на внутренний рынок, отметил Геннадий Рябцев. Поэтому не исключено, что объемы импортируемого из этих стран газа так и не вернутся к предыдущим показателям. Эксперт добавил, что в определенной степени виноваты в этом и украинские трейдеры, которые не подписывают долгосрочных и среднесрочных контрактов на поставку этого ресурса. То есть они скупают только избыток, который образуется на свободном рынке. "Почему отсутствуют эти контракты? Потому что рынок является закрытым, на рынке доминируют несколько компаний, которые и заказывают музыку. И поэтому им безразлично, какой будет цена, потому что выбора у украинских потребителей, которые перешли на использование этого топлива, не существует. Или покупать газ, который дорожает, или переходить на бензин, который еще дороже", - отметил Рябцев. Внутренние производители сжиженного газа немедленно воспользовались ситуацией. Ажиотажный спрос во время дефицита вызвал рост стоимости топлива на оптовом рынке. "Наши производители отреагировали соответствующим образом и начали поднимать цены в оптовом сегменте на собственный продукт. Предпоследние аукционы закончились 20 500 грн за тонну и 21 700 грн за тонну. То есть мы уже превысили цену дизельного топлива", - сообщил Леонид Косянчук. Газ подешевеет, но ненадолго Дефицит сжиженного газа на украинском рынке вызвал рост цен на это топливо на заправках на 30%. Уже в октябре из-за уменьшения спроса и снижения температуры (при низких температурах технические возможности автомобиля, заправленного газом, хуже) стоимость автогаза может снизиться до 11 грн/л, прогнозирует Рябцев. Однако падение цены, скорее всего, будет непродолжительным. "Сейчас все больше сжиженного нефтяного газа будет завозиться из европейских стран и, соответственно, стоимость будет зависеть все больше и больше не только от внутренних каких-то уровней спроса, но и от курса гривны относительно американского доллара и евро, за которые будут закупаться эти новые партии из Литвы, Польши, Румынии, Египта. Цена будет выше обязательно, поскольку там и транспортное плечо выше, и вообще оно дороже, потому что акцизный налог намного выше, чем в Беларуси и в России", - отметил Рябцев. Закупать автогаз в Европе тоже будет нелегко, считают эксперты. В мире спрос на это топливо значительно растет, потому что все больше стран используют сжиженный газ для отопления. В то же время эксперт констатирует - сами компании не заинтересованы в снижении цен. "Нет смысла компаниям, которые работают на закрытом рынке, существенно снижать цены, потому что это никак не повлияет на объемы реализации. Вполне вероятно, что нынешние цены сохранятся до весны следующего года. Когда конкуренции нет или она недостаточна на этом рынке, то нет никаких оснований говорить о заинтересованности компаний в снижении цен", - считает Рябцев. Вместо топлива продают неизвестно что Несколько уменьшать цену на газ могут позволить себе разве что заправки, работающие на рынке нелегально. Сейчас таких - треть на рынке сжиженного газа и с каждым годом их становится все больше. "Мы видим, что за последние два года по Киеву поставили уже более 500 различных "наливаек", большая часть из которых вообще не имеет кассовых аппаратов. То есть торгуют как торгуют. Несмотря на то, что это подакцизный товар и есть акциз по розничной торговле, а это где-то 1,2 грн на литре", - отметил Леонид Косянчук. По мнению Геннадия Рябцева, такая ситуация сложилась из-за того, что в Украине до сих пор не создан орган, который бы осуществлял надзор за рынком нефтепродуктов. "В Украине до сих пор отсутствует орган рыночного надзора, имеется в виду в отношении бензина и дизельного топлива. Кстати, вопреки обязательствам Украины, взятым при подписании соглашения об Ассоциации. Что же касается рынка сжиженного нефтяного газа, то здесь даже технический регламент до сих пор не введен", - отметил Рябцев. Едва ли не единственным органом, который при таких условиях может хоть как-то контролировать рынок сжиженного газа, является Антимонопольный комитет. Еще в июле этого года Комитет таки начал исследование соответствия ценовой ситуации на рынке сжиженного газа. Тогда 40 субъектам хозяйствования орган предоставил рекомендации по "принятию мер по недопущению совершения нарушений или устранения признаков нарушений законодательства о защите экономической конкуренции", - говорится в сообщении на сайте АМКУ. В то же время исследования на рынке сжиженного газа комитет проводит до сих пор. Но если нарушения и будут выявлены, вряд ли удастся наказать виновных, считает директор консалтинговой компании William invest expert Виктор Медвидь. "Что касается качества работы Антимонопольного комитета, то здесь большие проблемы. Даже те расследования, которые Антимонопольный комитет проводит, большая их часть тонет в судах, и Антимонопольный комитет из-за непрофессиональной, некачественной политики проигрывает эти дела", - отметил Медвидь. Автовладельцы будут возвращаться на бензин и дизель Следовательно, при отсутствии собственного производства сжиженного газа и при дефиците импортного топлива потребление сжиженного газа также постепенно сократится, считает Геннадий Рябцев. "Скорее всего объем потребления сжиженного нефтяного газа уменьшится с нынешних 1,2 млн тонн в год где-то до уровня 700-650 тыс. тонн, как это было несколько лет назад, когда собственное производство занимало на этом рынке примерно 60-70% от уровня потребления", - отметил Рябцев. Отказываться от относительно дорогого газа будут и сами украинцы. Ведь несмотря на то, что газ все же дешевле бензина или дизтоплива, однако его расходы в 1,2 раза больше, чем того же бензина на одно и то же расстояние. К тому же зимой заправленный газом автомобиль из-за низких температур теряет технологические свойства: труднее заводится и ездит. Поэтому, по словам экспертов, в морозный период многие потребители и так отказываются от использования сжиженного газа. А с подорожанием топлива те украинцы, которые планировали переоборудовать автомобиль под этот вид топлива, скорее всего, откажутся от такой идеи. "Если мы говорим, что сжиженный газ тогда привлекателен, когда его цена не превышает 55% от (стоимости. - Ред.) высокого октана (бензина. - Ред.)), то на сегодня эта норма уже перейдена, сегодня 58% стоимости высокооктанового он стоит, а затем я могу прогнозировать, что спрос спадет, особенно у тех людей, которые умеют считать, что по такой цене сжиженный газ уже не такой привлекательный, как был раньше, и он не имеет никаких преимуществ перед 95-м бензином", - считает Леонид Косянчук. "Те потребители, которые используют двухтопливные автомобили, в которых основным топливом является бензин, а сжиженный газ - дополнительным, будут постепенно возвращаться к бензину. Причем использовать бензин как можно дешевле, который реализуют станции нижнего ценового диапазона, потому что платежеспособность украинских потребителей, к сожалению, продолжает уменьшаться", - прогнозирует Рябцев. По словам эксперта, украинцы сейчас находятся на самой низкой ступеньке среди всех стран Европы и СНГ по способности покупать бензин. На среднюю заработную плату житель нашего государства может купить в 3 - 5 раз меньше бензина, чем могут купить средний белорус и россиянин, и значительно меньше, чем рядовой немец.
Добавить комментарий